Патриархальные религии всегда имеют реакционно-политический характер. Они всегда служат интересам власть имущих в любом классовом обществе и в действительности препятствуют устранению страдания народа, приписывая его воле божьей и отвергая все стремления к счастью. При этом они красиво говорят о загробной жизни.
Источник: Райх В. Психология масс и фашизм. СПб., "Университетская книга", 1997 г. cтр. 157
Oбъяснение афоризма:
Выражение Вильгельма Райха отражает критику патриархальных религий и их роли в обществе. В этом контексте он подчеркивает несколько ключевых аспектов:
-
Реакционно-политический характер: Райх утверждает, что патриархальные религии, как правило, поддерживают существующий порядок и интересы тех, кто находится у власти. Это может проявляться в том, что религиозные догматы и учреждения часто обосновывают и легитимизируют социальное неравенство и угнетение, препятствуя изменениям, которые могли бы привести к справедливости.
-
Страдание народа и воля божья: Райх указывает на то, что такие религии склонны приписывать человеческие страдания божественной воле или заповедям, что отводит внимание от реальных социальных и экономических структур, способствующих этому страданию. Вместо того чтобы искать решение проблем на уровне общества, они предлагают людям смириться с их участью, надеясь на загробную жизнь или высшие силы.
-
Отсутствие стремления к счастью: Райх критикует религии за то, что они часто игнорируют земные стремления человека к счастью и благополучию. Религиозные учения могут способствовать идее, что настоящее счастье недостижимо в этом мире, и тем самым снимают с властей ответственность за создание условий для жизни, достойной человеческого существа.
-
Загробная жизнь: Понятие загробной жизни в религиях часто используется как инструмент утешения, который, по мнению Райха, отвлекает от актуальных социальных проблем и заставляет людей сосредотачиваться на духовных аспектах, а не на реальных действиях для улучшения своей жизни здесь и сейчас.
В целом, Райх подчеркивает, что патриархальные религии, несмотря на свои высокие моральные идеалы, могут действовать как препятствие для социальных изменений и улучшений, сохраняя и поддерживая существующую иерархию и власть тех, кто уже находится на вершине социальной структуры.