Если физическая вселенная подчинена законам движения, то и нравственная вселенная настолько же подчинена законам интересов. Интерес есть могущественный чародей, изменяющий в глазах всех созданий форму всех предметов.

Гельвеций

Источник: Энциклопедия мысли, Сост.: О.Азарьев, Л.Демидова, М.Наникишвили, Н.Хоромин, Издание переработанное, Симферополь "Таврида" 1996 г. cтр. 202

Oбъяснение афоризма:

Крылатое выражение Клода Адриана Гельвеция отражает его философские взгляды на природу человеческого поведения и нравственности. Давайте разберем каждую часть этого высказывания.

  1. "Если физическая вселенная подчинена законам движения" – здесь речь идет о том, что в материальном мире действуют определенные законы природы, такие как закон всемирного тяготения или законы механики. Эти законы универсальны и применимы ко всем физическим объектам.

  2. "то и нравственная вселенная настолько же подчинена законам интересов" – Гельвеций утверждает, что и человеческое поведение, и моральные нормы не менее подвержены определенным "законам", но в данном случае это законы интересов. Это означает, что наши действия, моральные выборы и суждения во многом определяются личными интересами, желаниями и стремлениями.

  3. "Интерес есть могущественный чародей, изменяющий в глазах всех созданий форму всех предметов" – здесь Гельвеций подчеркивает силу интереса в формировании нашего восприятия реальности. То, что мы считаем правильным или ошибочным, порой зависит не от абстрактных моральных притязаний, а от того, как это соотносится с нашими личными интересами. Интересы могут искажать наше восприятие, придавая различным явлениям или действиям ту или иную моральную оценку.

В целом, Гельвеций в своем высказывании подчеркивает, что мораль и этика, как и физические феномены, имеют свои законы, но эти законы гораздо более изменчивы и подвержены влиянию индивидуальных и общественных интересов. Это выражение имеет важные последствия для этической теории и понимания природы человеческого поведения, так как намекает на то, что нравственные нормы могут быть относительно субъективными и изменчивыми, организованными вокруг интересов человека.