Молодого человека, чьи чувства горячи, больше тронут любовные и нежные образы, чем человека более зрелого возраста, который находит удовольствие в мудрых философских размышлениях о поведении в жизни и воздержании от страстей. В 20 лет любимым писателем может быть Овидий, в 40 — Гораций и в 50 — быть может, Тацит. В таких случаях мы напрасно бы пытались проникнуться чувствами других, лишая себя склонностей, свойственных нам по природе. Мы выбираем себе любимого писателя так, как выбираем друга, исходя из склонности и расположения. Цивилизованная нация может легко ошибиться в выборе своего философа...
Источник: Таранов П.С., Философская афористика, М.: "Остожье", 1996 г. cтр. 474
Oбъяснение афоризма:
Это выражение, характеризующее различные стадии жизни и их влияния на восприятие литературы и философии, поднимает несколько важных философских и психологических вопросов о природе человеческих чувств и предпочтений.
-
Стадии жизни: В тексте указывается, что в разные периоды жизни человек предпочитает разные стили и темы в литературе. Молодые люди, у которых эмоции более яркие и страстные, чаще выбирают произведения, полные нежных и любовных образов (как, например, у Овидия). Более зрелые люди могут интересоваться более глубокими философскими размышлениями (Гораций), а в возрасте, когда мудрость и опыт становятся приоритетом, — более серьезными и историческими текстами, такими как у Тацита.
-
Эмоции и рациональность: Это также подчеркивает разницу между эмоциональным и рациональным восприятием жизни. Молодежь, находясь в стадии формирования своей личности и эмоционального опыта, склонна больше доверять своим чувствам. Взрослые же могут больше полагаться на рациональные размышления, что связано с опытом и зрелостью.
-
Индивидуальные предпочтения: Юм акцентирует внимание на том, что выбор литературы и философии часто отражает нашу природу и склонности, а не просто какие-то внешние достойные характеристики. Это личностный выбор, который зависит от эмоционального состояния, мировосприятия и жизненного опыта.
-
Ошибка цивилизации: Завершая мысль, автор указывает на то, что целая нация может совершить ошибку в выборе своих философов, если не учтет эмоциональные и культурные особенности своего народа. Это может привести к конфликту между интеллектуальным и эмоциональным восприятием, что, в свою очередь, может оказать влияние на общественные и культурные нормы.
В целом, это выражение заставляет задуматься о том, как возраст, опыт и эмоции влияют на наши предпочтения в искусстве и философии, а также предостерегает от попыток насильственного переосмысления этих предпочтений в рамках общества.