Зачем Паскаль в своих "Мыслях" делает из нашего существования цепь горя и бедствий? Представлять себе белый свет тюрьмой и всех людей осужденными преступниками — это мысль мизантропа; думать, что есть место вечному веселью, — это заблуждение мечтателя; знать, что земля, люди, звери таковы, каковы они должны быть по порядку Провидения, есть признак мудреца.
Источник: Таранов П.С., Философская афористика, М.: "Остожье", 1996 г. cтр. 464
Oбъяснение афоризма:
Выражение Вольтера, упоминающее Паскаля, затрагивает глубокие вопросы о человеческом существовании, страданиях и понимании природы мира. Паскаль в своих "Мыслях" действительно изображает человеческое существование как полное страданий и лишений. Он подчеркивает, что жизнь, подобно тюрьме, полна трудностей и испытаний, и этот взгляд может показаться мизантропическим.
Вольтер, однако, предлагает свою интерпретацию этой концепции. Он отмечает, что считать мир исключительно местом страданий — это крайность. В то же время, быть слепым к страданиям людей и мечтать о "вечном веселье" также является самообманом. Вольтер, как просветитель, призывает к более трезвому взгляду на мир.
Когда он говорит, что мудрец понимает, что "земля, люди, звери таковы, каковы они должны быть по порядку Провидения", он подчеркивает важность принятия реальности такой, какая она есть, с ее несовершенствами и сложностями. Этот подход подразумевает не только понимание страданий, но и признание важности порядка и гармонии, которые могут существовать в хаосе.
Таким образом, выражение Вольтера призывает нас к мудрости, которая заключается в осознании сложности человеческого существования и поиске баланса между радостью и горем. Мудрец не игнорирует страдания, но и не впадает в пессимизм. Он понимает, что мир многослоен, и позволяет себе видеть красоту и смысл даже в самых трудных ситуациях.