Идеология.ру   Идеология.ру   Идеология.ру
Главная страница
Независимая газета 28

Независимая газета 28.11.98

УБИТЫ  И ОКЛЕВЕТАНЫ

«Храм народов» стал жертвой холодной войны, а не мифического фанатизма его членов

Александр Желенин

 

Недавно исполнилось 20 лет со дня совершения од­ного из самых страшных и загадочных преступлений второй половины XX века.

18 ноября 1978 года мир по­трясла жуткая весть: в джунглях Гайаны около 1000 граждан США покончили жишь самоубийст­вом. Суть всех появившихся по этому поводу публикаций в за­падной прессе (воспроизведен­ных, затем и в советской) своди­лась к следующему: некий пропо­ведник Джим Джонс, организо­вал секту, члены котором, попав в нее, теряли свою свободу. Сооб­щалось, что преподобный Джонс добивался беспрекословного подчинения угрозами, избиениями и оскорблениями. Смаковались различные подробности жизни секты, как то: наркомания, поло­вые извращения, алкоголизм и т д. Из всего этого делались выво­ды на Западе — о вреде религиоз­ного фанатизма, в Советском Со­юзе - о продолжающемся разло­жении Запада

Но что же произошло на самом деле, каким человеком был Джим Джонс? За эти 20 лет появилось много дополнительных сведений об этой истории, в том числе и книги. Вот отрывок из биографии Джонса, переданной в советское посольство в Гайане его женой Марселиной. «Поскольку он ви­дел, что профсоюзы в Америке были запуганы организованной сенатором Маккарти «охотой на ведьм» и превратились в еще один придаток капитализма, он искал новые формы политизации трудящихся. Тогда Джим Джонс использовал Церковь для воспи­тания и организации людей, хотя сам он еще с юности был убеж­денным атеистом. Тот, кто входил в храм, думая, что он «просто пришел в церковь», часто под воздействием проповедей Джон­са становился убежденным соци­алистом».

Как вспоминали очевидцы, его проповеди походили скорее на политические митинги Во время одной службы Джонс обернулся к американскому флагу, висевшему у него за спиной, погрозил ему кулаком и сказал. «О погоди, на­ция фанатиков, расистов, импе­риалистов и куклуксклановцев! Придет твой час расплаты за со­вершенные злодейства. Вот у ме­ня в руках эта книга. Библия, ви­дите? Это она почти две тысячи лет отвлекает людей от реальной работы, мешая нам бороться с не­справедливостью! Вот я швыряю ее на пол, видите?' Вот я плюю на нее!»

Несмотря на преследования, которым стал подвергаться моло­дой проповедник, популярность его секты постоянно растет. В од­ной только Калифорнии, куда он переехал в 1965 году, числен­ность ее членов достигла 20 ты­сяч. «Храм» стал одной из самых быстрорастущих религиозных организаций США. Помимо травли и клеветы в прессе представителен общины периодически избивали, преследовали в судебном порядке, принадлежащая «Храму» церковь была взорвана. Все это вынудило почти 1000 членов общины к эмиграции Еще в 1974 году несколько ее членов основали в джунглях небольшой южноамериканской страны Гайаны поселок, названный впоследствии Джонстаун. Гайана привлекала Джонса и его последователей по двум причинам Во-первых, ее государственным языком был английский а во-вторых, тогдашнее правительство возглавляемое премьер-министром Ф. Бернхемом, заявило о необходимости построения «кооперативного социализма», что позволяло колонистам надеяться на понимание со стороны властей этой страны

В   1977  году сюда  переезжает большинство колонистов во главе с Джонсом   Здесь они занялись сельским хозяйством. В поселке были построены лесопилка, цех по выпуску мебели, школа, клуб, ясли, детский сад. На очень высоком уровне находилось медицин­ское обслуживание. Всячески по­ощрялись занятия  различными  видами искусства: музыкой, пе­нием, танцами, рисованием. Американский адвокат Чарльз Гэрри, посетивший Джонстаун 6 ноября 1977 года, сказал: «Я побывал в  раю. Я видел общину, где нет та­кого явления, как расизм. Никто не ощущает цвета своей  кожи, будь она черной,  коричневой, желтой, красной или белой. Я не видел  никакой дискриминации по отношению к женщинам...»

Тем   временем  существование  «Храма»   начинает  все  больше раздражать определенные кругов США. В мае 1977 года несколько десятков человек, объединенных профессиональным агентом ЦРУ Тимоти Стоуном в группу так на­зываемых обеспокоенных родст­венников,  обратились к правительству   США   с   требованием  расследовать деятельность Джима Джонса и  его организации (Многие из «родственников» бы­ли    настолько    «обеспокоены» судьбой своих близких, что за год ни разу не навестили их и даже не написали им). По словам «родст­венников» Джонстаун был пре­вращен в концлагерь, а находя­щихся в нем людей удерживают силой.    Однако    пять    визитов представителен  госдепартамента США, совершенных в Джонстуан в 1977 и 1978 годах, не выявили ни одного факта, подтверждаю­щего эти обвинения    Несмотря на это, план физического унич­тожения  членов  коммуны  уже, очевидно, созрел. Об этом гово­рит   хотя   бы   то,   что   некий Джеймс Кобб-младший обратил­ся в Верховный суд США с обви­нением «Храма народов»  и его руководителя  в том,  что члены  общины якобы заявили о едино­душном    желании     покончить жизнь самоубийством. Подобных заявлений   не   существовало   в природе, но поднятая по этому поводу шумиха в американских газетах чрезвычайно обеспокоила членов коммуны.

Надо сказать, что теперь Джонс и его единомышленники,  находясь за сотни миль от США, открыто заявляли о своей ориен­тации на Советский Союз. Они стали частыми гостями в совет­ском посольстве в Джорджтауне, ( столице Гайаны, изучали русский язык, смотрели кинофиль­мы о СССР. Свою коммуну в официальных документах они называли теперь «Сельскохозяй­ственный и медицинский коопе­ратив «Храм народов». Одна из улиц поселка носила имя Лени­на, а утром в качестве побудки над Джонстауном из радиоуси­лителя звучал Гимн Советского Союза. Все в коммуне — образо­вание, медицинское обслуживание, питание, одежда — было бесплатным. По сути, можно го­ворить о том, что Джонстаун стал американским коммунистическим экспериментом.

Тем временем тучи над «Храмом» продолжали сгущаться, и его члены решают переселиться в Советский Союз. В марте 1978 года «Храм» передал в советское посольство в Гайане ряд документов, в которых подробно описывал свою деятельность и высказывал настоятельную просьбу перевести большую часть своих средств (около 1 млн дол л ) в один из советских банков. 18 сентября 1978 года, советскому послу в Джорджтауне было передано официальное послание в котором содержалась просьба «о переезде наших людей в Вашу страну в качестве политических эмигрантов». Если коротко, то реакцией Москвы были страх, недоумение, опасение «как бы чего не вышло»

Тем временем 17 ноября 1978 года в Джонстаун в сопровождении журналистов и очередной группы озабоченных «родствен­ников» прилетел из США амери­канский конгрессмен Лео Райан, имевший репутацию честного человека, разгребателя грязи и разоблачителя. Как позже рас­сказывала его мать, перед отле­том в Джонстаун «Лео… получил по крайней мере 100 писем с предостережениями не лететь и не расследовать дело «Храма на­родов». Характерно, что одно­временно с Райаном, журналис­тами и озабоченными «родствен­никами» в Гайану прибыла еще одна группа американцев 50—60 крепко сложенных моло­дых мужчин...

С 17 по 18 ноября Райан, жур­налисты и озабоченные «родст­венники» знакомились с жизнью Джонстауна и уговаривали его обитателей уехать с ними. Из почти 1000 с лишним жителей по­селка удалось уговорить уехать только несколько человек. В це­лом же Джонстаун произвел на Райана и журналистов самое благоприятное впечатление.

Около шести часов вечера 18 ноября 1978 года Райан и трое журналистов, летавших вместе с ним в Джонстаун, были расстре­ляны на взлетной полосе город­ка Порт-Кайтума при посадке в самолет. В 19.30 в Джонстаун примчался  взволнованный Джонни Джонс, приемный сын Джима Джонса, и рассказал руководству коммуны, собравше­муся в доме его отца, об убийст­вах Райана и журналистов. В этот момент завыла сирена, и наемники, общее число которых доходило до 120 человек, ворва­лись в поселок, расстреливая беззащитных жителей из автома­тов. Одним из первых был убит Джим Джонс. После того как бо­лее 500 человек были уничтоже­ны, головорезы собрали остав­шихся, в основном женщин, ста­риков и детей, заставляя их при­нимать «успокоительное» — смесь транквилизаторов с циа­нистым калием, после употреб­ления которого люди умирали тут же. Тех, кто пытался сопро­тивляться, убивали из огнест­рельного оружия. Под дулами автоматов людей заставляли ло­житься на землю лицом вниз и делали уколы через одежду.

В это же время в Джонстауне была разгромлена штаб-кварти­ра «Храма народов» Еще одно свидетельство консула Федора Тимофеева «Когда я вернулся в свою квартиру, моя жена сказа­ла, что звонила из штаб-кварти­ры Шэрон Амос (активистка «Храма», — Л.Ж.). Она плакала и говорила, что Джонстаун оцепи­ли вооруженные люди. Несмот­ря на помехи, Шэрон сообщила о том, что над поселком появи­лись военные вертолеты. «Помо­гите. Джонстаун гибнет! — кри­чала она — Они не пощадят ни­кого! Кто-то ломится в мою квартиру!» Телефон разъединил­ся. Моя жена позвонила в поли­цию, где ей ответили, что к дому Амос уже выслан усиленный на­ряд». Но было поздно — Шэрон и трое ее детей были уже убиты. Прибывшие чуть позже на самолетах и вертолетах подразделения армии США оцепили Джонстаун и в течение двух суток не подпускали к нему никого, завозя необходимые декорации бочки с цианистым калием, ящики с новехоньким оружием армии США и пр

Сразу же после бойни госдепартамент США и американское посольство в Гайане предложили правительству этой страны захоронить трупы тут же, не проводя патологоанатомической экспертизы После отказа гаианского руководства хоронить тела без аутопсии все трупы в пластиковых мешках были переправлены военными самолетами на американскую военно-воздушную базу в Довере (штат Делавер) и там сожжены А в начале 1979 года «Храм народов» был официально запретен как секта самоубийц.

 

Главная страница